http://slovnik.narod.ru/rus_yazyk0301.htm
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Александр Сергеевич Пушкин
Александр Семенович Шишков... Было время, кода это имя знал и почитал каждый русский человек. Славный адмирал родился в 1754 году. Он прожил без малого век, верою и правдой служил Отечеству при четырех государях — Екатерине, ПавАлександре I и Николае I. Президент Российской Академии наук, государственный секретарь, министр просвещения. Но при всей обширности занятий и обязанностей главным его служением — навечно стала родная словесность. Он один сделал стольо откытий в области языковедения, что сегодня их с избытком хватило бы на несколько академических учреждений.
Охранитель устоев святой Руси, верный слуга царей, ревнитель церковно-славянского, Шишков всю жизнь плыл против течения. Как часто биографы, описывая то или иное событие его жизненного пути, подчеркивают: первый в России... Зачинатель литературы для малышей, сочинитель замечательной детской библиотеки, которая стала поистине всенародной. Первый заговорил о смертоносном засилье французского, чужеземного языка — наводнявшего Русь, как потоп, землю. Первый во весь голос усовестил обезумевшее высшее общество: да полно вам обяезьянничать! нашли себе образец — язык страстей и пороков забывшей Бога страны... Первый отчеканил формулу: славянский и русский язык — един, а значит, раздирать тело родной словесности, искусственно разделяя наречия — это подрубать корни могучего древа, безобразить язык... Первый — задолго до Киреевского, Аксакова, Пушкина, Даля — с любовью обратился к народным сказкам, песням, былинам, черпал и черпал сокровища из этого неиссякаемого родника. Защищая церковно-славян-ский язык и веру отцов, первый возвысил свой голос против сектантов, хлынувших в Россию в начале девятнадцатого века под личиной библейских обществ...
В 1803 году вышло в свет его Рассуждение о старом и новом слоге российского языка — безпощадный приговор сиятельному предательству родного языка-народа, господствовавшему в тот век карамзинскому новаторству — сентиментализму, отвернувшему голову на Запад.
Дух времени обрушился на отважного адмирала градом насмешек, критик, издевательств. Он основал Беседу любителей русского слова. С ним рядом встали Державин, Крылов, Шаховской. Множество людей с надеждой стекалось на заседания Беседы, авторитет ее креп, доклады печатались для всей страны, ревнители родной словесности расправили плечи: жив язык — оживет и народ! И даже когда началась война с Наполеоном и Шишков отбыл в действующую армию, Беседа продолжала собираться — так велика была тяга к великому и могучему русскому слову! А карамзинисты-западники, рабьи поклонники чужебесия, соединились в Арзамасское общество безвестных людей — в пику Шишкову и его Беседе. Выдумывали эпиграммы да остроты — от вступительных речей, для которых полагалось брать напрокат одного живого покойника из Беседы, до пародирующего православную литургию служения богу Вкуса. Точнее, обезьяне Бога: кто, кроме него, мог додуматься до таких литературных забав? Метили в Шишкова — попали, как всегда, в Россию. И даже 1812-й год ничему не научил безумцев...
Ныне лишь буквоеды-бессловесники сохранили имена тех каламбурных дел мастеров (среди них был и дядя Пушкина), да позорные прозвища и клички, что пытались безвестные люди навесить на великого сына Отечества. Так и кочуют до сих пор по энциклопедиям да музейным залам. Мы же отряхиваем их, как прах от ног.
А тексты Александра Семеновича Шишкова спешат на встречу с читателем. Они говорят сами за себя. Язык, который он защищал всю свою долгую жизнь, теперь прославляет подвиг великого русского адмирала. Во славу Слова.