Казачье Братство

Нет уз святее Братства!

Единоборства

Спортивный рукопашный бой

С.Иванов-Катанский, Т.Касьянов, М., ФАИР-ПРЕСС, Спецназ, 2005

ГЛАВА 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ И СОВРЕМЕННОГО РУКОПАШНОГО БОЯ В РОССИИ

С. А. Иванов-Катанский.

Последовательно рассмотрим эту тему, и начнем ее с цитаты из книги Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя» (1930): «Здесь, как всегда, западноевропейский милитаризм оказался впереди всех. Первыми откликнулись правительства европейских государств и Америки. Они ввели преподавание французского и английского бокса в своих войсках и создали кадры военных инструкторов. Во Франции, например, в Жуанвиль Лепон была создана школа мониторов (инструкторов боя на тростях, саватта и бокса), а вскоре затем каждый полк имел уже свою собственную залу бокса. Англия и Америка последовали этому примеру и, кроме того, ввели преподавание джиу-джитсу во флоте. Английские военно-боксерские школы в Альдершотте и в Вульвиче поставлены образцово. Министерство просвещения ввело преподавание этих предметов в школах, колледжах и лицеях... Наконец, последняя империалистическая война направила самозащиту по новому руслу, значительно расширила ее задачи и предъявленные к ней требования. Несмотря на колоссальные достижения в военной технике, военной авиации, химической войне, танках и дальнобойных орудиях, опыт войны показал, что мы снова возвращаемся к старым тактическим действиям эпохи Средневековья...» Далее Ознобишин поясняет, что захват военных рубежей противника происходил в основном за счет действий в рукопашном бою и побеждал тот, кто был лучше ему обучен.

В армиях различных стран обучение рукопашному бою было поставлено на широкую ногу, этому следовали и в Красной Армии. В своей книге «Рукопашный бой» А. В. Козак и С. М. Ашкинази (Тула, 1992) пишут: «Вначале следует отметить, что рукопашный бой являлся одним из самых первых видов физической подготовки, по которому проводились занятия с бойцами Красной Армии и в системе Всеобуча. Так, в 1919 году в числе первых советских руководящих документов по физической подготовке была разработана программа занятий по рукопашному бою. В этом же году в качестве дополнения к строевому пехотному Уставу РККА было утверждено руководство "Обучение штыковому бою". Уже в нем закладывались основы методики комплексной тренировки в преодолении препятствий, в ведении рукопашного боя, метании фанат и развитии морально-боевых качеств. В 1922 году Программа по физической подготовке Красной Армии, обобщая опыт Гражданской войны, впервые в содержании рукопашного боя, помимо владения холодным оружием, выделила раздел "Способы защиты и нападения без оружия". Таким образом, в средства рукопашного боя были введены упражнения и приемы бокса и борьбы. В целом на рукопашный бой выделялось 25 % учебного времени. В качестве общей направленности этого документа можно отметить реализацию принципа учить войска в мирное время тому, что "придется им делать на театре военных действий". Кроме того, программа указывала на необходимость проведения в процессе тренировки в полевых условиях комплексных состязаний, включающих преодоление препятствий, метание фанат и рукопашный бой».

Это было сложное для молодого советского государства время. Руководству страны постоянно приходилось думать о формировании здорового и патриотически настроенного молодого поколения, способного обеспечить защиту рубежей своей Родины. С этой целью начинают создаваться различные добровольные общества военизированной направленности. В этих обществах обучали стрельбе, прыжкам с парашютом, владению холодным оружием, оказанию первой медицинской помощи и т. д.

В 1918 году газета «Известия» поместила объявление о первом наборе слушателей в Московский институт физической культуры.

В 1922 - начале 1923 года по приказу РВС № 2580 в клубах РККА создаются кружки физической культуры — будущие спортивные клубы армии, в которых начинают культивироваться в числе других прикладных видов спорта разделы рукопашного боя: способы защиты и нападения без оружия, владение холодным оружием. Это сыграло положительную роль для развития массового спорта в Красной Армии.

16 апреля 1923 года учреждено Московское пролетарское спортивное общество «Динамо». С первых дней его существования среди различных формирований можно отметить секцию бокса под руководством Аркадия Георгиевича Харлампиева и его помощника Константина Градополова и секцию самозашиты под руководством Виктора Афанасьевича Спиридонова.

Как бы чувствуя дух времени, профессиональный борец М. Яковлев и спортивный чиновник В. Короновский выпускают в 1925 году книгу под названием «Защита и нападение», в первых строках которой говорится: «Занятия защитой и нападением дают полезные практические навыки в условиях войны».

Один из разделов этой книги содержат сведения по стрельбе, другой — по фехтованию, третий был посвящен английскому боксу, четвертый — французской борьбе.

Данные авторы не пытались, в отличие от других, дать компиляцию (механическое соединение) различных единоборств. Они выбрали изучение и овладевание теми видами спорта, которыe, по их мнению, были наиболее пригодны и эффективны для осуществления защиты и нападения.

Идеи, заложенные в книге, нашли свое продолжение в военной реформе 1924—1925 годов и будущих комплексах ГТО, которые затронули вопросы физической подготовки военнослужащих и призывников.

В эти годы издается первое официальное руководство по физической подготовке («Физическая подготовка Рабоче-крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи»). В нем нашли свое отражение два раздела: «Владение холодным оружием» (книга 6, 1923 г.) и «Способы защиты и нападения без оружия» (книга 8, 1925 г.).

Первый раздел делится на две части: «Владение саблей» и владение винтовкой», на прохождение которых отводилось 48 и 46 часов соответственно.

Заложенные в руководстве принципы обучения отражали те же позиции, которые были разработаны еще в 1907 году для русской армии под названием «Руководство по штыковому бою».

Вся страна откликнулась на лозунг: «Крепи оборону СССР!» при Всероссийском совете физической культуры был создан отдел «Секция защиты и нападения», который курировал различные единоборства.

В этот период времени появляется ряд имен, на основе трудов которых зарождалась система современных видов спортивной борьбы и рукопашного боя. Среди них можно выделить Василия Сергеевича Ощепкова, культивировавшего дзюдо в России в первой трети прошлого века.

В 1927 году помощник инструктора физической подготовки РККА Г. А. Калачев издает методическое пособие «Штыковой бой», взяв за основу зарубежные первоисточники.

В том же 1927 году В. А. Спиридонов подготовил книгу «Руководство по самозащите без оружия по системе джиу-джитсу». Название книги объясняет, какую систему выбрал автор для обучения своих учеников.

В 1928 году И. Солоневич выпускает книгу «Самооборона и нападение», в основу которой был положен принцип «ответ ударом на захват и захватом — на удар».

Редактор этой книги И. Ф. Киселев пишет: «И. Солоневич в своей книге из серии книг, издаваемых отделом милиции по производственному просвещению, делает первую попытку объединить бокс, борьбу, джиу-джитсу или, вернее, отдельные приемы их в один комплекс, преследующий чисто практические цели и приспособленный к условиям милицейской службы», — и с этим высказыванием можно полностью согласиться.

В 1928 году В. А. Спиридонов выпускает свою вторую книгу «Самозащита без оружия», в которой отдает предпочтение синтезу джиу-джитсу с техникой французской борьбы, в отличие от И. Солоневича игнорируя бокс.

В деле дальнейшего совершенствования боевой подготовки в армии важную роль сыграли «Временное руководство по рукопашному бою в РРКА» (1929) и «Временное руководство по штыковому бою» (1930).

Из их программ были изъяты академические фехтовальные приемы, техника была упрощена и значительно приближена к условиям реального боя.

В 1930 году для оперативных сотрудников ГПУ и милиции Н. Н. Ознобишиным было выпущено руководство «Искусство рукопашного боя». Если судить по изложенной автором критической оценке и литературному сопоставлению различных известных в то время единоборств, то можно понять, что он имел хорошее представление о том, о чем писал. На основе личного опыта, а также обобщения английского и французского бокса, японской борьбы джиу-джитсу, опыта некоторых зарубежных полицейских систем Н. Н. Ознобишиным была разработана оригинальная комбинированная система, в основе которой лежит дифференциация использования методов самозащиты в зависимости от дистанции до противника (1—2 м — удары руками, броски, удушающие и болевые приемы; 2—3 м — удары ногами; 4 м — удары палкой или тростью; 6м — огнестрельное оружие).

В 1930 году на кафедру «Защиты и нападения» ГЦИФК в качестве преподавателя факультатива по дзюдо был приглашен В. С. Ощепков. В учебную программу кафедры входило изучение основ спортивной тренировки по классической борьбе, боксу, фехтованию, штыковому бою и тяжелой атлетике. Руководил кафедрой заслуженный мастер спорта по борьбе В. А. Иванов. В то время это был «полувоенный» институт, один из факультетов которого готовил специалистов по физической подготовке для различных родов войск.

Василий Сергеевич не только преподает дзюдо в рамках факультатива, но и становится активным участником разработки нормативов комплекса ГТО, в один из разделов которого входили приемы самозащиты и нападения, в том числе штыкового боя.

А. В. Козак и С. М. Ашкинази в упоминавшейся уже книге «Рукопашный бой» пишут: «Ярким примером того, какое значение придавалось рукопашному бою в деле воспитания молодежи, подготовки ее к защите Родины, служит тот факт, что в комплексе ГТО II ступени, введенном в действие в 1932 году, было предусмотрено овладение комплексом из 47 боевых приемов. Кроме того, мужчины, сдающие комплексы ГТО по самозащите, должны были проводить 5-минутную схватку по спортивным правилам дзюдо и вольный бой на винтовках с эластичным штыком».

Василий Сергеевич как истинный энтузиаст избранного им вида единоборства пытался внедрить дзюдо в комплекс ГТО для массового обучения этому виду борьбы. Наверное, сделать это было чрезвычайно сложно. Во-первых, где взять такое большое количество необходимого борцовского инвентаря. Во-вторых, как проводить поединки по правилам дзюдо, если наибольшее количество предложенных им приемов не могло быть использовано в качестве спортивных технических действий. В-третьих, на изучение предложенного комплекса отводилось всего 30 часов. Этого времени, по мнению самого Ощепкова, было явно недостаточно. Это был тот минимум времени, который необходим допризывнику, чтобы освоить комплекс рукопашного боя в рамках ГТО и явно не подходил для тренировки и проведения состязаний по спортивной борьбе.

Все вышесказанное можно проследить в работе В. С. Ощепкова «Дзюу-до».

Правила по дзюдо в комплексе ГТО II ступени (1933) были «разработаны бригадой в следующем составе: Ощепков, Рубанчик, Денисов, Пустовалов, Непомнящий», техника бросков которой состояла из приемов: «финско-французской, вольно-американской, швейцарской и кавказской борьбы».

Данные правила и правила, приведенные Ощепковым в Сборнике учебных дисциплин ГЦИФК 1932/33 уч. г., не выходили за пределы рамок правил по спортивному дзюдо и джиу-джитсу европейских спортивных союзов.

Ученики Василия Сергеевича преподавали дзюдо в разных местах. В Центральной школе рабоче-крестьянской милиции занятия проводил В. Сидоров, в ГЦИФКе — Н. Галковский и В. Сагателян, в Ленинградском ИНФ имени Лесгафта преподавали дзюдо В. Щеголев, С. Лашкевич, И. Васильев, В. Кузовлев, А. Ларионов, в Харьковском институте физкультуры — Р. Школьников. В спортивном обществе «Крылья Советов» и ин-физкульте в Москве тренировки вел А. Харлампиев.

Они проводили занятия по дзюдо вплоть до 1938 года, когда одновременно с выходом приказа ВКФКиС № 633 от 16 ноября 1938 года «О развитии борьбы вольного стиля» культивирование дзюдо в СССР почти на четверть века было прекращено.

В программе соревнований VIII летней Спартакиады народов СССР (1983) Г. Хачкованян пишет: «В Советском Союзе дзюдо было известно еще в начале 30-х годов. Но распространение этот вид борьбы не получил. Так как в это же время в стране начала развиваться другая борьба — самбо».

Обратите внимание — «другая борьба». В отличие от трактовок М. Н. Лукашева, эта «другая борьба», меняя названия от «борьбы вольного стиля» до «борьбы самбо», отличалась от дзюдо как классического японского, так и западноевропейского, в том числе и «ощепковского», стилей классификацией, систематикой, правилами. И этот качественный рубеж, так сказать «рубикон», был перейден в 1938 году на 1-й Всесоюзной научно-методической конференции, о которой я уже упоминал.

Получив широкое развитие в СССР, пройдя путь совершенствования длиной чуть более четверти века, спортивная борьба самбо в 1966 году была официально признана третьим международным видом спортивных единоборств наравне с греко-римской и вольной.

Вернемся к 1933 году. В этом году была опубликована книга В. Спиридонова «Самозашита без оружия», в ней был изложен 20-часовой курс прохождения самозащиты для сотрудников НКВД, в который входило 19 приемов джиу-джитсу. Это те технические действия, которые наиболее часто использовали оперативники во время исполнения своих служебных обязанностей.

подтверждение этому, Д. Рудман пишет: «Спиридонов впервые в мировой практике реализовал систему обратной связи, когда сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли специальные, "заранее заготовленные" анкеты. В них они обязаны были указать, каким приемом был задержан преступник» (Самозащита без оружия. М., 2003). Эти технические действия были хороши на оперативной работе, но не для использования в спортивных поединках.

Как отмечал Спиридонов, его «свободная схватка ближе всего подходила к рукопашному бою».

Понятие «самозащита» («самооборона») в различных вариантах применялось и указывалось в руководствах и пособиях того времени различными авторами (И. Лебедевым, И. Солоневичем, Н. Ознобишиным). Аббревиатура «самбо» была использована автором книги «Курс самозащиты без оружия. Самбо» В. Волковым (1940). Кстати сказать, изучая материалы работы комиссии по разбору вопроса, связанного с обвинением Спиридоновым автора данного «Курса», можно заметить, что в стенах «Динамо» эта аббревиатура к этому моменту уже привычно используется. Но в то же время это понятие не было идентичным понятию «спортивная борьба» и тому, что мы сейчас называем «спортивное самбо». Даже поверхностный литературный просмотр того, что было написано В. Ощепковым и В. Спиридоновым, показывает в основном их прикладную направленность.

Надо отметить, что понятие «самозащита без оружия» полностью вписывается в один из разделов рукопашного боя и нелепо звучит во время схватки на спортивном ковре.

М. Н. Лукашев в своих литературных работах пишет, что методические материалы, изложенные Ощепковым, легли в основу борьбы вольного стиля, а затем и в спортивное самбо. Делая ставку на экзотику восточных единоборств и пытаясь дискредитировать личность и деятельность Харлампиева, М. Н. Лукашев пытается убедить нас в том, чего на самом деле не было.

На основе этой демагогической платформы появилось множество публикаций, в которых отдельные авторы связывают направление своих школ с именами Ощепкова и Спиридонова.

К примеру, в книге «Динамика русского рукопашного боя» (М.: Спорт-пресс, 2002) три автора одновременно пишут: «В предложенной вниманию читателей книге раскрываются принципы уникального стиля рукопашного боя, основанного В. Спиридоновым и В. Ощепковым и поднятым в наш время на небывалую высоту А. А. Кадочниковым и его лучшими учениками». Чувствуется, что данные авторы не видели книг Спиридонова и Ощепкова, зато большое количество иллюстративного материала заимствовано ими из книг не упоминающегося ими Анатолия Харлампиева.

В конце 1930-х годов в ГЦИФКе была организована кафедра фехтования и рукопашного боя. В начале эту кафедру возглавлял выпускник института В. Вышпольский, ставший впоследствии 18-кратным чемпионом страны. А затем кафедрой руководил мастер спорта А. Пономарев.

Разработка авторским коллективом кафедры (Т. Климовым, К. Мордовиным, В. Вышпольским, Н. Галковским) «Наставления по подготовке к рукопашному бою РККА» (1938) явилось большим вкладом в дальнейшее развитие теории и практики рукопашного боя.

Чувствуется, авторы много времени провели на полигонах и заложили в свою работу хорошую практическую и теоретическую основу. В пособии приведены разработанные и апробированные комплексы приемов с различными видами оружия и без него, а также варианты круговой тренировки, которые являются моделью схватки с несколькими противниками и могут эффективно применяться для отработки приемов рукопашного боя и морально-психологической подготовки военнослужащих в процессе утренней зарядки, учебных занятий и других форм физической подготовки.

Данная работа обобщила опыт боевых действий против японских войск на Дальнем Востоке и в Монголии и объединила в одну систему различные способы физической подготовки бойцов: способы передвижения, метания фанат, преодоления препятствий и применения приемов рукопашного боя.

Выход «Наставления...» дал толчок к проведению и развитию спортивно-массовой работы в рядах Красной Армии. Так, с 1939 года начинают проводиться состязания по двоеборью, фехтованию на винтовках с эластичным штыком и преодолению полосы препятствий.

В 1940 году выходит пособие Н. Галковского «Вольная борьба». В стране зарождалось новое направление единоборств, утвержденное в ноябре 1938 года ВКФКиС. Кроме спортивных приемов, значительная часть пособия, сопровождаемая иллюстрациями с изображением военнослужащих, была отведена приемам рукопашного, в том числе штыкового, боя.

В том же году выходит книга В. Волкова «Курс самозащиты без оружия. Самбо». В конце 1940 года в «Динамо» была создана комиссия по разбору обвинения В. Спиридоновым В. Волкова в плагиате (в нее входили Рубанчик, Маслов, Жамков, Будзинский, Харлампиев). В общих выводах комиссии отмечалось, что книга В. Волкова «может служить сборником материалов для инструкторов самозащиты, умеющих критически разбираться в вопросах техники выполнения приемов».

Одновременно с этим комиссия установила, что книга В. Спиридонова, изданная в 1933 году и написанная в соавторстве с неким т. Шестеркиным, морально устарела, что данные авторы «не идут в ногу с развитием самозащиты, стараясь возвести в идеал выпущенные ими в 1925—33 гг. труды».

Какое-то время еще продолжало развиваться направление самозащиты, заложенное В. Спиридоновым, но Великая Отечественная война потребовала быстрой перестройки в системе подготовки резервов и пополнения для фронта. С 1942 года для запасных частей была разработана трехмесячная программа боевой подготовки. Занятия по физической подготовке строились в соответствии с «Руководством по физической подготовке для запасных частей Красной Армии» (1942), все упражнения в которых были разделены на две группы: средства общефизической подготовки и средства подготовки к рукопашному бою. В руководстве предпринята попытка создать сокращенную, строго регламентированную по содержанию и последовательности (15 занятий по ОФП и 25 занятий по РБ) программу физической подготовки военнослужащих к ведению военных действий.

В военные годы выходит объемом в 10 страниц «Памятка инструктору самбо» (М., 1944), в которой Н. Симкин приводит, наряду с приемами самозащиты без оружия, почерпнутыми из 20-часовой программы Спиридонова, раздел приемов вольной борьбы (их можно встретить у Галковского) в сочетании с разделом ударов английского и французского бокса, что делает ее похожей по направлению на книгу Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя».

С указанной «Памяткой» перекликаются по содержанию «Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей» (Л., 1943) Л. Красоткина и И. Васильева и «Физическая подготовка разведчика» (1945), написанная К. Булочко.

Все эти работы имеют ярко выраженную прикладную направленность, но в них уже начинает прослеживаться все большее использование спортивных приемов.

На опыте, приобретенном в годы Великой Отечественной войны, получили дальнейшее развитие методы физического воспитания и технического совершенствования военнослужащих.

Из исследований А. А. Братцева (1952) и А. П. Варавина (1956) можно узнать, что в программах боевой подготовки частей на занятия по подготовке к рукопашному бою отводилось до 15 % учебного времени.

В результате анализа многочисленных примеров рукопашных схваток и обобщения боевого опыта подготовка к рукопашному бою рассматривалась в боевых частях как средство физической, психологической и морально-волевой подготовки, которая была необходима для развития у военнослужащих двигательных умений и навыков, правильного ориентирования в условиях ближнего боя, чтобы суметь первым произвести выстрел, бросить фанату, нанести удар холодным оружием, выполнить прием борьбы или бокса.

Обобщенный анализ боевых действий во время Великой Отечественной войны показал, что в ближнем бою в первую очередь применялось поражение противника огнем, а холодное оружие и приемы единоборств использовались только при внезапном столкновении с противником, при отсутствии боеприпасов или отказе огнестрельного оружия, при необходимости уничтожить противника или при захвате «языка». Это побуждало бойцов мгновенно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, проявляя инициативу, действовать решительно и дерзко, целиком используя полученные практические знания.

В послевоенные годы в связи с изменением в вооружении, технике, тактике, задачах и доктрине ведения войны изменяется и отношение в армии к занятиям рукопашным боем. Так, в «Наставлениях по физической подготовке» (1948) рукопашный бой и преодоление препятствий разделены на самостоятельные разделы, однако достаточно полных организационно-методических указаний по проведению комплексных занятий не дается. Кроме того, из раздела «Рукопашный бой» исключаются действия подручными средствами и приемы нападения и защиты без оружия, а в программу действий с карабином вводится целый ряд академических фехтовальных приемов.

В последующих «Наставлениях...» (1954, 1959) эти существенные недостатки устраняются, но все же в издании 1959 года приемы и действия с применением личного оружия уходят на второй план.

Новый всплеск своего развития занятия по рукопашному бою получили в «Динамо» через развитие спортивного и боевого самбо, которое активно развивал Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

В журнале «Додзё» № 5 за 2003 год А. Кустов пишет: «Существовало достаточно четкое определение понятий и классификация рукопашного боя и самбо — боевые приемы борьбы».

Наиболее удачное соединение приемов рукопашного и штыкового боя, а также приемов спортивной техники борьбы мы видим в работах А. А. Харлампиева «Самбо. Спортивные приемы» (Воениздат, 1952), «Самбо. Боевые приемы» и «Самбо. Специальные приемы» (1953).

Эти боевые технические действия базируются на спортивном разделе борьбы самбо. Они получили свое развитие на основе классификации и систематики борьбы вольного стиля, юридически закрепленных за Анатолием Харлампиевым решением 1-й научно-методической конференции по борьбе вольного стиля в 1938 году.

«Основоположником самбо является заслуженный мастер спорта СССР Анатолий Аркадьевич Харлампиев», — пишет в своей книге для служебного пользования «Учебно-методическое пособие по самбо» в 1949 году лейтенант И. Г. Маркотенко (издано Управлением милиции г. Риги МВД Латвийской ССР).

Появление ядерного оружия, с одной стороны, и вооружение личного состава укороченным автоматическим оружием — с другой, временно и неоправданно сместили акценты во взглядах командного состава армии на роль рукопашного боя и физической подготовки при достижении победы над противником, что, в свою очередь, негативно отразилось на развитии рукопашного боя и практике его обучения в войсках.

С 1952 года в армии перестают проводиться состязания по спортивному рукопашному бою. И все же в вооруженных силах под влиянием набирающего силы самбо появляется книга альбомного формата под названием «Приемы нападения и самозащиты» (авторы А. Соловой и Г. Звигинцев, 1959), которая по структуре и содержанию аналогична работам А. А. Харлампиева. В 1967 году в Советской Армии прекращается культивирование занятий по фехтованию на винтовках с эластичным штыком. В дальнейшем и до нашего времени спортивная работа по рукопашному бою в вооруженных силах практически не проводилась (за исключением ВДВ и специальных ведомств МВД). Это в первую очередь связано с последствиями военно-технической революции.

Несмотря на вышесказанное, интерес к приемам самозащиты, несколько затухая в одном месте, сильнее проявлялся в дру гом. Развитие рукопашного боя из одной фазы переходило в другую, он возрождался с новой силой через систему самбо.

«Раздел "Рукопашный бой" входил во все основные нормативные документы и учебно-методические материалы, регламентирующие специальную (военно-прикладную) физическую подготовку военнослужащих, а "Самбо" — в аналогичные документы НКВД-МВД» (А. Кустов. Додзё. 2003. № 5).

С конца 60-х годов прошлого столетия в СССР появляется большой интерес к каратэ. Этот вид борьбы был завезен в нашу страну иностранными студентами, обучавшмися в советских вузах, сотрудниками зарубежных фирм, советскими специалистами, работавшими за границей. Среди первых специалистов можно назвать: В. Ковалева, А. Танюшкина, И. Гулева, Г. Попова, А. Штурмина, А. Подщеколдина и т. д.

Но, несмотря на интерес энтузиастов к каратэ, партийные боссы нашли в нем несоответствие с идеологией нашей страны и в 1973 году первый раз было запрещено его культивирование как метода физической подготовки, не имеющего ничего общего с советской системой физического воспитания (второе запрещение последовало через 10 лет).

И все же «неформальные» объединения, изучавшие каратэ, стали не только центрами притяжения молодежи, но и местами, где можно заниматься любимым делом и общаться с единомышленниками.

Это было время, когда отмирал один лозунг «Кадры решают все» и появлялся другой — «Связи решают все». Поэтому руководители коммерческих школ каратэ старались пополнять ряды своих групп за счет детей «ответственных» работников, комсомольских и партийных бонз и с их помощью каратэ было постепенно легализовано. В 1978 году число занимающихся стало так велико, что 13 марта Госкомспорт издал указ «О создании комиссии по борьбе каратэ». В ноябре того же года Госкомспорт издает второй указ «О развитии борьбы каратэ в СССР».

Вместе с развитием клубов по каратэ появляются школы и других восточных единоборств: кунг-фу, тэквондо, вьетво-дао, айкидо, джиу-джитсу и т. д. Интерес к ним был огромный, спортивные залы многих образовательных учреждений были переполнены желающими освоить «тайные системы» новых боевых искусств.

Сайт управляется системой uCoz