Казачье Братство

Нет уз святее Братства!

Единоборства

Спортивный рукопашный бой

С.Иванов-Катанский, Т.Касьянов, М., ФАИР-ПРЕСС, Спецназ, 2005

О боевых искусствах и продолжении традиций

Несколько тысячелетий назад одно из арийских племен пришло в Индию из Центральной Сибири и распространило там различные виды боевых искусств. Затем Бадхидхарма — потомок их племени — основал в Китае на территории Шаолиньского монастыря одну из лучших школ единоборств, боевое и философское направление которой стало известно во многих странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Другие арии, ушедшие на запад, способствовали развитию европейского направления боевых искусств. Следовательно, можно предположить, что древнейшей исторической родиной рукопашного боя является территория Россия.

Книга, которую вы держите в руках, отражает продолжение традиций по воинскому и физическому воспитанию молодого поколения, заложенных арийскими воинами. Она написана российскими авторами, мастерами боевых искусств, простым и доступным языком.

В ней подробно отражена история развития рукопашного боя от древних времен до настоящего времени, гармонично собраны в единую систему техника ударов различными частями тела, техника бросков, удушающих и болевых приемов, а также приемы нападения с разными видами оружия и методы защиты против него.

Эта книга — настоящий самоучитель; все технические действия, изложенные в ней, просты в исполнении и очень эффективны. Их изучение не требует большого физического напряжения и длительной подготовки, а также специализированного зала и униформы. Для тех, кто решит освоить предложенную систему, понадобится только добросовестное посещение занятий и усидчивость при изучении предложенного материала.

Ректор Международного университета
фундаментального обучения Петербургского отделения
Оксфордского университета, доктор наук, профессор,
обладатель 5-го дана, мастер саймин-дзютсу
Джэясихара Шанти

От авторов

Технические знания по владению приемами армейского рукопашного боя формировались на протяжении тысячелетий. Они спонтанно возникали в результате жестоких схваток участников противоборствующих сторон. Чтобы выжить в результате реального поединка, бойцы должны были владеть приемами боя, различными видами оружия и приемами защиты от него, ударами различными частями тела, бросками, болевыми и удушающими приемами.

В отличие от армейского рукопашного боя современный спортивный рукопашный бой возник на основе слияния приемов борьбы самбо, разработанного А. А. Харлампиевым, и традиционного каратэ. Если армейский рукопашный бой — это боевая система, мастерство владения которой проявляется на поле боя, то подготовка спортсменов-рукопашников видна на крупных спортивных турнирах. Боевая система направлена на убийство врага, спортивная — лишь моделирует эти условия. Под влиянием опытных педагогов занимающиеся постепенно подготавливаются к реальному поединку, который может возникнуть во время прохождения службы в рядах Российской Армии. На протяжении многолетнего тренировочного процесса у них укрепляется воля, формируется боевой дух, чувство патриотизма, они тренируют выдержку, быстроту мышления, обучаются побеждать сначала себя, а затем и других.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЕДИНОБОРСТВ

Под термином «рукопашный бой», который пришел к нам из глубины веков, нужно понимать боевое единоборство двух или нескольких невооруженных противников или единоборство безоружных противников против вооруженных.

В Толковом словаре В. Даля написано: «рукопаш, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой — драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками».

В Толковом словаре С. Ожегова, изданном в 1955 году, дано такое определение: «рукопашный бой — бой (схватка), производимый холодным оружием, штыками и прикладами».

В схватках такого рода наступательные и оборонительные функции, судя по названию, выполняют в основном верхние конечности тела.

Впоследствии к двум первым формам ведения боя добавились понятия единоборства вооруженных бойцов против невооруженных.

Но если рассматривать этот раздел в чистом виде, когда бой происходит с применением любого холодного оружия, взятого в руки, то это неправильно, нужно говорить: «штыковой бой», «бой на ножах», «бой на саблях» и т. д.

Если же бойцы используют во время поединков не только основные приемы владения холодным оружием, но и другие вспомогательные технические действия: удары, броски, удушающие или болевые приемы, то тогда термин «рукопашный бой» приобретает правильное значение.

Условное разделение на основные и вспомогательные действия объясняется очень легко. В боевых условиях, к примеру в штыковой атаке, борьба между противниками ведется не на жизнь, а на смерть, и бойцы должны твердо стоять на ногах и не выпускать из рук оружие, которым осуществляются основные действия.

Если же в сложившейся ситуации штык использовать неудобно, а разумнее и быстрее применить бросок или удар любыми частями тела, то для достижения победы нужно не задумываясь переключиться на эти технические действия.

Современный рукопашный бой можно условно разделить на армейский, в котором не существует правил и победа достигается любыми средствами, и спортивный, на основе которого проводятся соревнования по различным правилам.

К последнему можно отнести Федерацию рукопашного боя и традиционного каратэ, возглавляемую заслуженным тренером России Т. Касьяновым, Федерации спортивного и боевого самбо, возглавляемые С. Елисеевым и В. Волостных, Всемирную молодежную общественную организацию, созданную А. Шенгелия вместе с чемпионом мира по боям без правил О. Тахтаровым.

Умные наблюдательные люди давно заметили, что праздный образ жизни (пьянство, разврат) были причиной гибели не только отдельных личностей, но целых народов и государств. Поэтому многие прогрессивные деятели в различных странах не только задумывались, но и пытались приобщить молодое поколение своих сограждан к физическим и боевым упражнениям. Это было понятно, так как только здоровые, крепкие и обученные приемам единоборств люди могли защитить от порабощения свое государство и оставить после себя здоровое потомство.

Египет
Изображение приемов борьбы
на стене египетской гробницы

Первые попытки представить сведения по рукопашному бою дошли до нас из глубокой древности в форме наскальных рисунков, изображений на предметах культа и быта.

Наиболее известными являются изображения различных приемов борьбы на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре, которая была построена в Египте в конце III тысячелетия до нашей эры.

В Древнем Риме (IV-V вв. н. э.) историком Вегецием был написан трактат «Краткое изложение военного дела», в котором приемы рукопашного боя включены в содержание военно-прикладной физической подготовки.

Одна из форм рукопашного боя — кулачный бой.

В статье «Заочная школа бокса», напечатанной в 1934 году в журнале «Физкультура и спорт», мы читаем: «Первые сведения дает нам история Древней Греции, где кулачный бой был одним из наиболее популярных видов спорта».

Характер кулачного боя в Греции освещается данными археологических раскопок, изображениями античных художников и произведениями поэтов тех времен. Точно восстановить всю сущность и характер боя по этим источникам трудно.

В этом отношении много проливает света на бокс в античные времена работа Гардинера, отвечающая всем требованиям научной критики.

Характер боя

Вся история древнего бокса может быть подразделена на три периода.

ремни

1-й период. Употребление мягких ремней, которые использовались от времен Гомера до конца IV века до нашей эры. Эта форма вооружения состояла из длинных тонких ремней, обмотанных вокруг кулаков. Ремни делались из мягкой сыромятной кожи. В действительности эти ремни были далеко не мягкие, и, хотя назначением их была защита от повреждений, подобно современным бинтам, они скорее применялись для усиления ударов, чем для их смягчения.

Мягкие ремни, охватывающие предплечье и кулаки, оставляли пальцы свободными. Это были своего рода боксерские перчатки

2-й период. Использование кожаных ремней с выступающими кольцами из грубой кожи вокруг пальцев. Эти своего рода перчатки назывались «сфайрай» (сфера). Они вытеснили мягкие ремни в начале IV века до нашей эры и применялись до поздних времен римского владычества. «Сфайрай» закрывали кулаки и оставляли пальцы свободными. Ремни охватывали все предплечье. Действие удара такого оружия вряд ли «нежнее» современного кастета.

перчатка

3-й период. Применение тяжелых перчаток римского происхождения со свинцом и железом. Введение их пагубно отразилось на искусстве бокса. На Олимпийских играх они не были разрешены, а фигурировали только на гладиаторских играх, проводившихся в тех частях Греции, которые были под владычеством Рима, и не занимали никакого места в истории греческих атлетических игр.

Тяжелая римская перчатка со свинцом и железом - как видно по сохранившимся изображениям, рука заключалась в твердый шар или цилиндр, на тыльной стороне которого имелись выступы, похожие на зубцы. От встречных ударов рука защищалась рукавом из овечьей шкуры, доходившим до самого плеча. Римское влияние сказалось и на том, что бойцы не были обнажены: они одевались в хитоны, приспущенные на правом плече.

Боевая позиция

Почти на всех древних рисунках боец изображен с выпрямленным корпусом, голову держит прямо, ступни ног в меру расставлены, левая нога выставлена вперед и слегка согнута — все это дает правильную удобную стойку. Левая рука вытянута, правая отведена назад для удара.

Стойка античных бойцов
Правильная стойка античных бойцов

Эта позиция с вытянутой рукой была надежной защитой головы, но оставляла корпус открытым — ошибка, которая была бы гибельной в ограниченном пространстве современного ринга.

Позиция с открытым корпусом характерна для всего греческого боя, так как удары в нем наносились исключительно в голову, удары по корпусу были, по-видимому, или неизвестны, или запрещены. Эта особенность резко отличает греческий бой от современного.

Стиль боя

Место боя не было ограничено. Не было и каких-либо делений боя по времени, вроде наших раундов, — бойцы бились без ограничения времени.

Эти два условия говорят о том, что близкого боя не было и поощрялась оборонительная тактика. Тактика нападения не имела решающего значения, а быстрый темп выматывал бы силы. Когда утомленные бойцы не могли продолжать бой, то по обоюдному соглашению делался перерыв. Бой шел, пока один из бойцов не сдавался.

По Плутарху известно, что захваты были запрещены. В описаниях боев признается важность быстрых движений. В работе

Статуса (писатель античного мира) победитель Алкидемас выигрывает бой у более тяжелого противника Капанеуса.

Из более поздней литературы известно, что греческие бойцы были хорошими знатоками защиты, применяли ныряние (ду-кинг) и уклоны (слипинг).

Недостатком их стиля было вынужденное высокое держание левой руки для зашиты, а вытягивание ее вперед усложняло защиту и свободу движений. Оно сковывало атаку противника и поощряло рубящие удары сверху вниз. Возможно, что это и было причиной защиты предплечья ремнями (Заочная школа бокса/ Метод, руководитель А. Г. Харлампиев; преподаватель К. Градополов; ассистенты Алпатов и Постнов. — М.: Физкультура и спорт, 1934.)

Левая стойка
Недостатки положения левой руки
в греческом стиле

По сохранившимся до нашего времени рисункам и скульптурам, а также письменным источникам можно предположить, что в Древней Греции отдельно существовали практика борьбы и практика кулачного боя, которые затем объединились в новый вид рукопашной схватки — панкратион. Практиковавшие его бойцы отличались умением терпеть боль, не бояться вида крови, обладали хорошими координационными способностями, чтобы быстро переключиться от безоружных поединков к поединкам с оружием в случае проведения военных действий.

Касаясь эпохи Средневековья, историки сообщают, что самыми старыми книгами по рукопашному бою, дошедшими до наших дней, являются книги немецких авторов Ганса Вурма («Борьба», 1550 г.), Фабиана фон Ауэрсвальда («Искусство борьбы», 1539 г.), в которой описаны 85 приемов борьбы, голландца Никлауса Петерса («Искусный боец», 1674 г.), в которой автор излагал, главным образом, приемы самозащиты и нападения во время боя невооруженных людей против вооруженных противников.

панкратион
Новый вид рукопашной схватки — панкратион,
запечатленный в греческой скульптуре

Касаясь содержания книги Н. Петерса, В. С. Ощепков пишет: «Описанные им приемы были абсолютно схожи с теми приемами, которые культивировались в Японии в эпоху феодализма и особенно в период феодалов Тотугава. Оставляя в стороне вопрос о заимствовании, мы должны сказать, что европейским инструкторам военного дела, снабжавшим и обучавшим самураев больших и малых феодалов владению огнестрельным оружием в конце XV века если и не удавалось изучить японские приемы рукопашного боя, то во всяком случае они имели возможность зарисовать и описать их, что не делали японцы.

Что же касается XVIII и XIX вв. (особенно после 1868 г.), то каждый проживавший в Японии европеец имел возможность свободно изучать не только различные системы "Дзюу-Дзюцу", но и вообще все виды древнего военного искусства» (Иванов-Катанский С. А. Спортивное джиу-джитсу: Каноны мастерства. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - С. 229).

Схожесть боевых и технических действий отмечал и японский мастер джиу-джитсу Г. Кодзуми, после того как он ознакомился с трудами европейских авторов по рукопашному бою XIV— XVI веков, таких, как Понс де Перрельян (1474), Виджини (1560), И. Меер(1570), Гейслер (1610), Суторс (1612). Только в отличие от Ощепкова, он удивленно воскликнул: «Как, в XVI веке в Европе знали джиу-джитсу?!»

Как бы в противовес Ощепкову Н. Ознобишин пишет: «Особые консультанты и научные сотрудники специальных отделов департамента тайной полиции произвели ряд изысканий в области самозащиты. Были перерыты архивы наиболее крупных национальных библиотек и найден ряд ценных древних рукописей, изучение коих с точностью установило не только существование "самозащиты" в глубокой древности, но и систематическое изучение ее и постоянное практическое применение в рукопашных боях феодальной эпохи. Таким образом, была теоретически доказана практичность целого ряда приемов, входящих в современные системы самозащиты. Эти приемы в XV, XVI, XVII веках ежедневно применялись тысячами людей, когда пожар войны целиком охватывал современную Европу и человеческая жизнь ежеминутно ставилась на карту. (Наверное, правильнее всего будет сказать, что вследствие большой удаленности развитие различных систем рукопашного боя на Востоке и Западе происходило параллельно и вне зависимости друг от друга и говорить о заимствовании не разумно и не объективно. — Примеч. С. И.-К.) Эти века были временем расцвета рукопашного боя вследствие отсутствия огнестрельного оружия, а постоянные междоусобия и гражданские войны делали военные стычки обычным явлением»1.( 1 Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. - С. 29.)

Г. Панченко, анализируя литературные источники, отмечает, что различные фехтовальные системы во многих европейских государствах изучались параллельно с приемами рукопашного боя: «Л. Кун в книге "Всеобщая история физической культуры и спорта" (М., 1982) пишет, что в Европе в Средние века развитие рукопашного боя, его теоретическое оформление происходило, в основном, в системе рыцарского физического воспитания».

С этим высказыванием можно согласиться только отчасти, потому что аристократическое сословие в первую очередь совершенствовало свое индивидуальное техническое искусство через владение холодным оружием, а приемы ведения борьбы без оружия изучались как вспомогательные.

Это может показаться странным, но дуэльный кодекс ограничивал действия поединщиков. Можно было наносить противнику смертельные удары холодным оружием, но при этом зазорно и оскорбительно было использовать кулаки и ноги. Проще говоря, превращать дуэль в драку.

Зато у простого народа, которому дорогое оружие было не по карману, популярны были фехтование на палках, борьба и кулачный бой.

приемы
Простые люди для защиты себя и своих близких
применяли различные системы единоборств.

В Англии, начиная с XVII века, существовало три различных вида борьбы, получивших свое название от областей, в которых их культивировали: «вестморлендская», «кумберлендская» и «девонширская».

Впоследствии в Америке они слились в одну систему, названную кэтч-эс-кетч-кен, а стиль борьбы корнешхью, зародившийся в графстве Корнуэльс, превратился в вольно-американскую борьбу.

Н. Ознобишин пишет: «Англия создала бокс более 300 лет назад. В это время он более приближался к искусству рукопашного боя, чем теперь. Старый бой на голых кулаках, в котором допускаются все приемы борьбы, изобилующие подножками и захватами, пожалуй, до известной степени подготавливает к рукопашному бою».

Среди французского народа пользовались успехом два вида единоборств. Это — французская борьба, истоки которой уходят к греко-римской цивилизации, и сават.

Сават во Франции зародился среди апашей — местных бандитов, и был более приближен к рукопашному бою, чем французская борьба, ограниченная массой спортивных правил.

В конце XVIII века в Европе получило развитие несколько видов спортивно-оздоровительных движений, которые ставили перед собой цель воспитать здоровое и физически сильное молодое поколение: Турен в Германии, гимнастика Линга в Швеции, швейцарская гимнастика в Швейцарии, народная гимнастика в Бельгии. Последняя делилась на врачебно-гигиеническую, обыкновенную, военную и самозащиту, а также включала в себя гигиену, диетологию и другие нормы правильного образа жизни. Наверное, по логике распределения ее можно сопоставить с шао-линьским кунг-фу.

Особо хочется сказать о сокольском движении, которое перекочевало из Чехии в конце XVIII века в Россию. Его создателем стал не спортсмен, а доктор философии Мирослав Тырш (1832—1884), а толчком к его созданию послужила политическая борьба и национально-освободительное движение западных славян против австро-венгерского владычества.

Сокольство выступило в противовес немецкому Турену («соколы» носили национальные костюмы, вводили в гимнастику движения из своих национальных танцев, а кроме обычных гимнастических снарядов использовали пики, кии, палицы и цепы, которые когда-то были грозным антирыцарским оружием в руках восставших чешских таборитов).

Тырш хорошо синтезировал под свою систему различные виды других гимнастик и превратил ее в массовое народное выступление, собиравшее до 20 тысяч участников, сплоченных единой идеей.

Сокольская гимнастика состояла из 4 разделов. Последний из них был посвящен боевым упражнениям. В него входило фехтование на эспадронах, рапирах или шпагах, а также посохах и тростях. «Соколы» изучали приемы французской борьбы и французского бокса, которые в те годы являлись наиболее эффективными и известными в Европе системами рукопашного боя.

Однако в отличие от других Тырш отрицательно относился к соревновательной деятельности по единоборствам и рекомендовал изучать их в виде гимнастики, имитируя технические действия.

Физиолог Жорж Демени (1850-1917) и его ученик Жорж Эбер (1875—1957) стали создателями новой французской школы физического воспитания, в которую входили борьба, бокс руками и ногами, стрельба и фехтование. Демени преподавал в Жуанвильской военной фехтовально-гимнастической школе. Под его руководством составлялись наставления по физической подготовке для французской армии. Его система строилась на естественных в реальной жизни движениях. Ее первый раздел включал ряд подготовительных упражнений, развивающих гибкость, а второй был прикладным, включающим способы нападения с оружием и без него.

Ж. Эбер был последователем «естественного» метода физического воспитания. Предложенная им система также делилась на две части: воспитательную и прикладную.

Освоение прикладной части предполагало «выработку умения выкручиваться в тяжелых условиях». Во вспомогательной части давались «жизненно необходимые упражнения»: знание и умение использовать приемы борьбы и бокса при внезапном нападении. Также предусматривалось фехтование холодным оружием, стрельба из револьвера и винтовки.

Традиционная русская школа рукопашного боя стала оформляться в XVII—XVIII веках в первом русском воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647), в инструкции «Учреждение к бою» (1708) и др. В дальнейшем ее становлению во многом содействовала деятельность таких великих полководцев, как П. А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов и др.

После поражения в Крымской войне военная администрация Российской империи обратила внимание на крайне низкий уровень физической подготовки военнослужащих. Поэтому после принятия военной реформы 1856 года в начале была узаконена физическая подготовка в армии, затем, после принятия школьной реформы 1864 года, введено физическое воспитание в школе.

В кадетских корпусах и военных училищах гимнастика, фехтование, стрельба и конный спорт вводятся как обязательные дисциплины.

В 60-х годах XIX столетия В. Я. Пуаре открыл в Москве гимнастический зал и перевел на русский язык руководство по гимнастике, в котором в качестве рекомендованных систем для обучения были названы сават и английский бокс.

Вторая половина XIX века стала временем возникновения в России общественного спортивного движения.

В 1883 году в Москве создается Русское гимнастическое общество, в котором вскоре стала практиковаться сокольская гимнастика под руководством В. И. Ольшаника.

С конца XIX века появляются специализированные журналы: «Охотник» (с 1877 г.), «Велосипед» (с 1892 г.), «Самокат» (с 1894 г.), «Циклист» (с 1895 г.) и др.

К концу 90-х годов в Петербурге, Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Севастополе и других городах Российской империи стали функционировать различные спортивные кружки и клубы. В них занимались фехтованием, гимнастикой, теннисом, коньками, борьбой, боксом, гиревым спортом.

Их членами являлись представители аристократии, буржуазии и интеллигенции: А. Куприн, Ф. Шаляпин, А. Блок, А. Чехов, В. Гиляровский, граф Г. Рибопьер, герцог Ольденбургский и др.

Известный петербургский врач Владислав Францевич Краев-ский (1841-1901) в 1885 году создал «Кружок любителей атлетики», и эту дату можно считать днем рождения русской атлетики.

Владислав Францевич родился в Варшаве, там же получил университетский диплом. Переехав в Петербург, стал работать врачом. Однажды в цирке он увидел выступление немецкого атлета Шарля Эрнеста, которое произвело на Краевского сильное впечатление, и он пригласил его к себе на квартиру, чтобы вблизи увидеть этого артиста. Шарль Эрнест продемонстрировал несколько силовых трюков, которые Краевский зафиксировал в своих карточках, а потом записал и антропометрические данные силача. Так возникла знаменитая картотека, которая позволила петербургскому врачу развивать систему атлетической подготовки, выпускать книги по методике.

Со временем Краевский задумал организовать кружок для атлетов. Но сперва он едет в Германию, знакомится с постановкой дела в местных клубах, собирает и систематизирует данные о подготовке атлетов и борцов, прочую информацию.

Перед отъездом Краевский приобретает кое-какой спортивный инвентарь и в своей квартире на Михайловской площади, в доме № 3, оборудует атлетический кабинет.

Владислав Францевич Краевский
Владислав Францевич Краевский

Очевидцы вспоминали, что вдоль стен на специальных стеллажах располагались шаровые и разборные штанги, гантели, «бульдоги» (гантели весом более 16 кг), гири разного веса и формы: в виде шаров, пирамидальные, в форме большого кирпича с вырезом для руки, обычные гири и жонглерки (24 кг). Эта коллекция, как утверждали специалисты, была лучшей в Европе.

Стены кабинета от пола до потолка были увешаны фотографиями атлетов и борцов едва ли не всех стран. Разумеется, на каждого была заведена специальная карточка. Пол был обит мягким ковром, что давало возможность заниматься борьбой.

На первых же занятиях Краевский уделял внимание всестороннему физическому развитию и закаливанию. А вот что

вспоминает лучший ученик Краевского, знаменитый «русский лев» Георг Гаккеншмидт: «Владислав Францевич придавал большое значение развитию силы мышц спины и ног. Он говорил: "Бицепсы рук — дело второстепенное, накачать их особого труда не составляет. Спина и ноги — вот основа силы и победы". Я следовал всю жизнь этим идеям и в то время мог сто раз перепрыгнуть через обеденный стол».

Об этом кружке знали не только в России, но и в Европе. Краевский стал признанным авторитетом. В кружке тренировались выдающиеся атлеты того времени: Георг Гаккеншмидт, Гвидо Мейер, Георг Лурих, Сергей Елисеев, Иван Лебедев. 13 января 1896 года петербургские атлеты-любители дружески чествовали доктора Краевского, впервые назвав его «отцом русской атлетики», и решили ежегодно присуждать медаль его имени лучшему атлету. В 1898 году на первом чемпионате по тяжелой атлетике в Вене он был избран председателем жюри.

В 1894 году барон Михаил Оттонович Кистер выпускает первое в России руководство по английскому боксу, который предположительно изучал под руководством Т. Тарасова и С. Апушкина — преподавателей физической подготовки Александровского военного училища.

В 1896 году Кистер снимает удобное помещение в центре Москвы и в нем начинает функционировать известная в свое время так называемая «Арена Кистера» — кружок любителей тяжелой атлетики. Под этим понятием в то время подразумевались занятия борьбой, боксом, фехтованием и поднятием тяжестей.

Между членами спортивных кружков Краевского и Кистера регулярно происходили товарищеские встречи по борьбе и боксу. Среди фамилий участников можно встретить такие громкие имена, как Иван Шемякин, Гвидо Мейер, Георг Гаккеншмидт, Иван Лебедев и т. д.

В 1897 году по приглашению принца Ольденбургского (кузена императрицы) в Россию прибыл выпускник Жуанвильской фехтовально-гимнастической школы Эрнест Лусталло. Он преподавал в Военно-морском корпусе, в школе правоведения, лицее; при советской власти преподавал на курсах Всевобуча, участвовал в показательных выступлениях и поединках по английскому боксу и французскому савату.

В России Лусталло был единственным преподавателем, имевшим специальное образование, и как истинный патриот отдавал предпочтение французскому боксу — савату. Он считал: кто знает французский бокс, тот владеет и английским.

В Петербурге Лусталло организует и проводит первые чемпионаты по савату.

После революции 1917 года он несколько переквалифицировался и стал преподавать на курсах Всеобуча английский бокс.

Федор Федорович Гарнич-Гарницкий был председателем первого русского «Геркулес-клуба». Разыгрывались призы его имени по борьбе.

Его родного брата Евгения Федоровича на Украине считают отцом физкультурного движения. По специальности он был врачом и одновременно с этим являлся руководителем клуба атлетов в Киеве и занимал должность вице-предводителя киевского Олимпийского комитета. В свой клуб он пригласил заниматься французской борьбой известного борца на поясах И. Поддубного.

Федор Федорович Гарнич-Гарницкий
Федор Федорович Гарнич-Гарницкий

«...Никитин за кулисами представил И. Поддубного высокому, атлетического сложения и барской осанки мужчине:

— Знакомьтесь, — сказал он. — Это доктор Гарнич-Гарницкий, наш киевский покровитель атлетов и сам такой силач, что дай бог каждому.

Гарнич-Гарницкий дружески протянул руку Поддубному, любезно поговорил с ним несколько минут и, прощаясь, вручил ему листок из блокнота с заранее написанным адресом.

— Это адрес нашего киевского клуба атлетов. Я его возглав ляю, приходите непременно. Мы сейчас увлекаемся новым видом борьбы — французской. Очень интересная штучка. Если понравится — охотно поучим.

Иван Поддубный не заставил повторять это предложение и на другой день пришел в клуб»1.

1 Гринвалд Я. Русский богатырь Иван Поддубный. — М., Л.: Физкультура и спорт, 1948.

С легкой руки Краевского стали возникать кружки и атлетические арены в столице, а затем и в других городах России. 30 января 1897 года по инициативе фафа Георгия Ивановича Рибопьера открылось Петербургское атлетическое общество. В том же году был проведен первый чемпионат России по тяжелой атлетике.

Лучший ученик доктора Краевского Иван Владимирович Лебедев (легендарный «дядя Ваня») еще в годы учебы на юридическом факультете Петербургского университета (1901 — 1905) организовал спортивные курсы, а затем и школу физического развития, просуществовавшую до 1912 года. В профамму школы входили тяжелая атлетика, борьба, бокс, фехтование.

Спортивный зал был оборудован прекрасным инвентарем. Как и в кабинете Краевского, стены были украшены портретами атлетов и борцов. В школу принимали всех желающих. Некоторые ученики Лебедева в дальнейшем открыли свои атлетические кабинеты.

Другой ученик Краевского — выдающийся борец и атлет, чемпион мира, один из основоположников французской борьбы в России Владислав Алексеевич Пытлясинский — в 1896 году открыл школу атлетики в Петербурге, а затем в Одессе. В 1896 году он опубликовал учебник «Французская борьба» с 60 фотографиями приемов.

В 1912 году замечательный атлет и пропагандист спорта Людвиг Чаплинский («гордость русской атлетики», как его именовали в спортивных журналах того времени) создал на берегах Невы общество физического развития «Санитас» (ул. Троицкая, 15), в котором занимались спортсмены-любители, в их числе будущий чемпион мира Иван Чуфистов. В обществе «Санитас» был установлен строгий распорядок дня: ежедневно утренняя зарядка, бег, душ или обтирание одеколоном, теоретические занятия по истории спорта и технике отдельных видов.

граве
Знаменитый боксер
начала XX века И.Граве

Во второй половине дня — занятия тяжелой атлетикой и борьбой. Преподавателями были сам Чаплинский, Третьяков и Телегин — ученик Лебедева. Крайне любопытно, что члены «Санитаса», выигрывая, скажем, чемпионат столицы, награждались клубом медалями из чистого золота или серебра.

В одном из разделов своей книги «Первенство С.-Петербурга 1914 г. по тяжелой атлетике», выпущенной в том же году (СПб.), Людвиг Чаплинский приводит следующие сведения: «Таким образом, состязания на первенство Петербурга собрали 14 участников (среди которых был знаменитый боксер тех лет И. Граве. — Примеч. С. И.-К.), разделенных на три класса: легкий — до 150 фунтов, средний — до 180 и тяжелый — свыше 180 фунтов», и далее: «финалы состязаний по боксу почтил своим присутствием Великий Князь Кирилл Владимирович. Высокий гость, сам выдающийся спортсмен, провел в обществе целый вечер, наблюдая не только за парами бокса, но и за очередными финальными поединками и за прекрасной работой с тяжестями в исполнении Херудзинского».

Отец белорусской тяжелой атлетики А. Александрович вместе с В. Соколдымским организовали в Минске отделение (филиал) Всероссийского спортивного общества «Санитас», в котором занимались французской борьбой братья Солоневичи, один из которых, Иван, стал автором книги «Самооборона и нападение» (1928).

В спортивных журналах нередко печатались адреса атлетических арен и кружков, вот одно из объявлений, помещенное в журнале «Геркулес» за 1915 год: «Так как многие из лиц, желающих заняться атлетическим спортом, не знают, в какие общества им обращаться, то рекомендуем следующие: Петрофадское атлетическое общество (2-я Рота, 12), атлетическая арена Пожи-даева (Крюков канал, 31), атлетическое общество «Самсон» (Богомоловская, 4), частные уроки атлетики преподавателя Н. И.Телегина (Шлиссельбургский пр., 85), частные уроки бокса у г. Эрнесто Лусталло (Фонтанка, Училище правоведения) и у В. П. Крестьянсона (Сергиевская, 60)».

В Москве центром любительского атлетического спорта стала арена Сергея Ивановича Дмитриева-Морро. Сам Дмитриев, художник-ювелир фирмы «Лурье», был прекрасным атлетом (личные рекорды: толчок двумя — 150 кг, толчок правой — 100 кг, толчок левой — 160 кг).

В 1895 году он выпросил у хозяев разрешение тренироваться в помещении угольного склада. Он оборудовал там зал, и эта атлетическая арена стала центром любительского спорта в Москве.

Здесь Дмитриев воспитал таких первоклассных атлетов, как заслуженные мастера спорта А. Бухаров, С. Осипов. Были в Москве и другие спортивные клубы. Окончивший школу Пытлясинского атлет Николай Григорьевич Турбас (Никита Тулумбасов) открыл в 1907 году в Столешниковом переулке спортивную школу, где проходили занятия по борьбе и гантельной гимнастике. Сюда, кстати, частенько заглядывал знаменитый бытописатель Москвы, силач Владимир Гиляровский. Он же стал инициатором создания в Москве «Русского гимнастического общества» и несколько лет руководил им. Гиляровский сам занимался атлетизмом и выступал на соревнованиях.

Во многих российских городах были кружки любителей атлетики. Наиболее известные — в Нижнем Новгороде, где руководителем был А. Н. Баранов, который на свои деньги содержал кружок.

В Севастополе мичман И. П. Шабельский создал для водолазов и матросов школу атлетики. Его ученики занимались по системе Лебедева, имели высокие результаты. Лучшим среди них был известный атлет Пасунько с бицепсами по 45 см. Он чисто жал двумя руками 112 кг. В 1914 году Шабельский организовал турнир по борьбе. Первым чемпионом Черноморского флота стал Пасунько. С этого и началась его блистательная борцовская карьера.

Сайт управляется системой uCoz