Союз русского народа

Мы - русские. С нами Бог!
Александр Васильевич Суворов

Статьи

БЫТЬ РУССКИМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ

БЫТЬ РУССКИМ можно на двух уровнях: инстинктивном, бессознательном — и глубоко осознанном, продуманном, прочувствованном, выстраданном. Сейчас уже нельзя оставаться на первом уровне, ибо нам брошен вызов именно как русским, и мы либо осознаем себя, либо исчезнем как русский народ, а значит и народ вообще.

Сама жизнь подвела нас к этой черте, мы долго жили в составе империи, составляя её становой хребет. Теперь многие народы отделились от нас и пытаются создать свои государства, свою культуру, построить свой национальный дом. И на нас больше не лежит забота об их защите. Не мало мы сделали и для их самостоятельного культурного развития. Не должны мы и держать обиды за их вероломство, неблагодарность и многое другое, что явилось для некоторых из нас неприятным открытием. К тому же нас не украшал и был не последней причиной сепаратизма недостаток чувства национального достоинства в нас самих. Здесь надо быть честными до конца: мы не были раньше и не являемся хозяевами сейчас в собственном доме, уж во всяком случае - полными хозяевами.

Если сама жизнь, само существование нашего народа поставили перед каждым его представителем этот вопрос: «Что значит быть русским?», - то нельзя от него уклоняться. А надо попытаться ответить на него со всей откровенностью и полнотой, на какую только способны. Конечно, каждый из нас чувствует здесь свою недостаточную компетентность, известного рода неподготовленность, и для этого есть объективные причины. Но мы не имеем права уклоняться от вызова времени. Может быть, соборно, вместе, с разных сторон мы и подымем груз этой проблемы и сообща найдем единственно правильный ответ.

Итак, что значит быть русским в наши дни?

Наиболее убедительно, а главное, глубоко традиционно, звучит сегодня ответ тех, кто напрямую связывает русскость с православием. Быть русским значит — быть православным; русский атеист, протестант, католик, по их мнению, быстро, даже стремительно теряет свою национальность, или же становится «живым архаизмом», как в случае со старообрядцами. Наиболее последовательно и аргументирование эта точка зрения отстаивается владыкой Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В книге «Битва за Россию» он пишет: «Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповреждённости нравственное и догматическое вероучение, принесённое на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискаженному христианскому вероучению». По существу, тот, кто исполняет это назначение, становится русским, что фактически и признает владыка Иоанн, когда пишет далее: «Понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения».

Русский — это тот, кто является частью своего народа и благополучие его ставит на первое место, другими словами, тот, в ком живет чувство принадлежности к своему народу, для кого задача сохранения и развития русского народа есть его личный нравственный долг. Именно с этим чувством связана, кстати, ностальгия или тоска по Родине, когда мы вынужденно покидаем её; связано также и ощущение своей непохожести на представителей других народов.

Через это же чувство обретается честь, достоинство и благородство каждым, кто способен к самопожертвованию, подвигу, лишениям ради своей Родины, короче, каждым, кто готов к тому, чтобы нести национальный крест.

Наш национальный дом, нашу Родину заселяют и другие, нерусские, а точнее, евразийские или российские народы. Они — наши «двоюродные братья», ибо и они готовы защищать её от врагов и другой родины иметь не хотят. Все прочие —• либо посторонние, либо враги, и потому не может быть одинакового отношения ко всем народам. Тот, кто посягает на нашу Родину, кто ополчается на русский народ, кто русофобствует — тот наш враг без каких-либо обиняков и не заслуживает даже похорон на нашей земле.

Однако наши враги сегодня - это не только те, кто воюет с нами, кто грозит захватом и порабощением, но и те, кто навязывает нам свою волю, заставляет служить своим целям, прививает свою психологию, своё отношение к жизни, не принимая во внимание наши традиции, самобытные творческие начала русского народа, будь то в философии или искусстве, экономике пли политике.

В чём же заключается благо собственного народа, кроме блага первого и абсолютного — быть, жить, существовать на своей родине, в пределах своего место развития. Конечно, искушенный читатель может возразить: а как же переселение народов? На это отвечу так. Не каждый человек рождается на своей родине: но в нём все равно сохраняется стремление обрести землю предков, и это чувство движет им и направляет, рано или поздно, в родные места. Так и народы могут оказаться в тот или иной исторический период вне области своего место развития, и тогда они ищут его. Другим народам выпала более счастливая судьба; сразу оказаться на своем месте и, возможно, с этого начинается история каждою народа.

Говоря о бесспорном праве народа и человека жить на своей родине, я, естественно, подразумеваю, что жить — это не просто существовать, а быть хозяином родной земли, и слугой своего народа, а не какой-то другого. И тут мы переходим к главному. Быть хозяином на своей земле — значит понимать, чем ты владеешь, чем живешь.

Это — особое обладание, при котором надо соответствовать своей земле, своему место развитию, своей Родине - быть ей действительно родным. Иначе она становится местом проживания, а народ — населением, и даже просто популяцией, человек же — существом «без роду и племени», пресловутым «космополитом».

Чтобы быть своим для своей родины, соответствовать ей, надо познать себя как представителя своего народа и жить согласно этому представлению, чего бы это ни стоило.

Речь идет, конечно, об особой форме, или, точнее, качестве существования, качестве, в наше время не всем до конца ясном и далеко не всеми ценимом. Понять это качество легче всего по аналогии с нашей способностью и желанием стать личностью. Каждый человек стремится стать личностью, сполна самореализоваться в ней, к этому, преимущественно, и направлена его воля. Другое дело - какова его идея личности и насколько она соответствует истине, но речь сейчас не об этом.

Народ (этнос) — это соборная, или симфоническая личность, и в нем также живет потребность заявить себя особым и неповторимым народом, не имеющим на земле «двойников» ни в прошлом, ни в настоящем. Без такой непохожести на других существование любого народа, а тем более, великого, теряет какое-то чрезвычайно важное качество, ибо он лишается своего национального лица, облика, характера. Это стремление заявить о себе в жизни, истории, культуре, - словом, везде, особым и неповторимым образом и следует считать и называть национализмом в собственном смысле слова.

Национализм — это, прежде всего, знание и исповедание великой истины, гласящей: все 4 формы религиозной, государственной, социальной и культурной жизни должны соответствовать духу народа. Национализм есть верность духу народа всегда, везде и во всем.

В исторической жизни народа национализм проявляется как неустанный поиск и выработка своих неповторимых ответов на общие для всех народов вопросы жизни, как созидание своих неповторимых форм религиозного, государственного, общественного и культурного строительства, как обретение неповторимых форм личной святости и праведности.

Своеобразие России оттеняется Европой именно потому, что с ней мы ближе всего духовно. Наша христианская общность с европейскими народами резко отделяет нас от остальных, в основном нехристианских народов, и на общем духовном фоне (хотя слово «фон» — не совсем то) чётче проступают различия, выявляющие нашу неповторимость. Начнем с того, что мы сохранили верность Православию, Европа же отпала в латинство, а затем в лютеранство. Русская церковь никогда не стремилась к государственной власти, не вела и не провоцировала религиозных войн, не было в ней инквизиции, не сжигала она ведьм и еретиков (последнее аутодафе было в Испании в XIX веке), не было в России орденского монашества, мощных еретических движений, вроде альбигойцев и катаров. Немыслима в России Варфоломеевская ночь, колониальные войны, «крестовые походы» и прочее.

В то же время Европе чужды и непонятны наши юродивые и страстотерпцы, гармония светской и духовной власти, существование многонациональной империи без угнетения каких-либо народов, входящих в её состав, непонятны крестьянские общины, революции сверху (включая освобождение крестьян), казачество, советы и многое другое.

Наша национальная неповторимость была с нами в течение столетий и не просто сохраняла нас, но и обеспечивала неуклонный подъём страны. И здесь надо, прежде всего, указать на особый характер нашего национализма, связанный с уважением к культурной и религиозной жизни народов, населяющих Россию. Эта способность жить в дружбе и согласии с другими народами Евразии глубоко укоренилась в нашей психологии и составляет нашу характернейшую черту. Отказаться от этого значит изменить себе. Но нельзя распространять такое отношение на все народы без разбору, как внушала нам и продолжает внушать интернационалистическая (или космополитическая) пропаганда. Под ее влиянием мы пошли за людьми, чуждыми интересам нашей Родины, перестали быть хозяевами собственной родной земли. Эту опасность мы должны осознавать и всеми силами противостоять ей.

В наше время, когда поколеблены самые основы патриотизма, когда подорвана наша принадлежность к великому и могущественному государству, когда русская культура все более вытесняется низкопробными суррогатами других культур, когда во все щели лезут инославие и иноверие, когда огромные усилия прилагаются к тому, чтобы мы потеряли веру в себя, в свои творческие способности — наше единственное спасение: осознать и исповедовать свой русский национализм.

Сознание своей русскости как важнейшего и необходимейшего качества жизни долго было на втором, а то и на третьем плане для нескольких поколений русских людей.

Православие после невиданного в истории человечества гонения за веру постепенно находит дорогу к сердцам и умам русских людей. Атеистический дурман постепенно рассеивается, хотя лишь меньшинство ведет подлинно церковную жизнь, а большинство просто числится в православных - впрочем, и это уже неплохо для нашего переходного времени.

Сознание своей принадлежности к великому народу долго заслонялось сознанием причастности к могучему Государству, будь то Российская Империя или Советский Союз. Хотя могущество это поддерживалось, главным образом, за счет все того же русского народа, он с этим мирился. Сейчас ситуация существенно изменилась: современная Россия настолько уступает размерам и мощи своих великих предшественников, что невольно возникает чувство невосполнимой потери, утраты какой-то важной опоры нашего существования. Но эту внешнюю опору нельзя восстановить, не восстановив опору внутреннюю — понимание сути, значения и целей подлинного национализма. Лишь опираясь на это понимание, мы сможем постепенно восстановить проверенные долгим историческим опытом формы жизни, а также найти и освоить новые формы государственного, социально-экономического и культурного строительства, которые будут соответствовать духу народа, адекватно выражать его творческие возможности. Только тогда мы окончательно станем на путь, ведущий к подлинному возрождению нашего народа и нашей Родины.

Сайт управляется системой uCoz